ДООП Волшебная иголочка

СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел
Пояснительная записка
Актуальность программы
Новизна программы
Цель и задачи программы
Принципы и подходы к формированию программы
Возрастная направленность программы
Продолжительность реализации программы. Формы и режим
занятий
1.8. Методы, приемы и технологии обучения
1.9. Формы сотрудничества с родителями в рамках реализации
программы
1.10. Планируемые результаты освоения программы и способы
определения их результативности
1.11 Формы подведения итогов реализации программы
2.
Содержательный раздел
2.1 Учебно-тематический план
2.2. Содержание изучаемого курса
3.
Организационный раздел
3.1 Методическое обеспечение программы
4.
Список литературы
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.

3
3
4
5
5
6
8
8
9
10
11
13
14
14
17
24
24
25

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Волшебная иголочка» для детей
дошкольного возраста от 5 до 6 лет (далее - Программа) направлена на
формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к занятиям
ручным трудом, ознакомления с материалами и инструментами для шитья,
выработки умений и навыков их практического использования, нацелена на
формирование эстетического вкуса, творческих способностей.
Шитье - вид ручного труда, представляет собой создание на материале
(картоне, ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т.п.
Шитье - это название для нескольких видов рукоделия, включая
вышивание, квилинг, аппликация, пэчворк. Это одно из древнейших
технологий производства, возникшее еще в каменном веке. До изобретения
пряжи и тканных материалов одежда шилась из меха и шкур добытых
животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен
животных. Тысячелетиями шитье осуществлялось исключительно вручную.
Изобретение швейной машины в 19 веке и компьютеризация привели к
массовому промышленному производству швейных изделий, но шитье
вручную по-прежнему широко практикуется во всем мире. Обычно шитье
ассоциируется с созданием одежды и домашнего текстиля (например,
постельного белья, скатертей, салфеток, полотенец, занавесей).
Рукоделие - одно из самых древних и наиболее распространенных
видов декоративно-прикладного искусства, является важным средством
всестороннего развития ребенка, развития творческого потенциала детей. В
процессе занятий художественным трудом формируются все психические
процессы, развиваются художественно творческие способности и
положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
Занятия рукоделием позволяют детям проявить индивидуальность и
получить результат своего художественного творчества, совершенствуют
навыки планирования предстоящей работы и самоанализа результатов
деятельности. У детей формируются навыки обращения с инструментами,
необходимые для начала школьного обучения.
Программа носит художественную направленность. В процессе
занятий по Программе развиваются художественно - творческие способности
детей и положительное восприятие окружающего мира. Формирование
трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления
детей с рукоделием, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
3

Занимаясь по Программе дети учатся творить настоящие чудеса
собственными руками. Занятия проходят в теплой атмосфере, где ребята не
только обучаются рукоделию, но и учатся общаться и помогать друг другу.
Содержание Программы опирается на возрастные особенности детей,
индивидуальные способности каждого ребенка, предполагает организацию
деятельности детей старшего дошкольного возраста с учетом федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Теоретической основой при разработке Программы служат следующие
нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования;
СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций»;
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей» (в редакции 2011 года).
1.2. Актуальность Программы
Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в
дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений
кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность,
творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для
успешного обучения письму. Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет
пальцами, тем лучше развито его мышление, речь.
Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является
развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов
отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе
испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая
строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это
ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти,
двигательной координации. Практика показывает: дети, которые занимались
рукоделием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился
правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше
подходит работа с мелким материалом.
4

Кроме этого занятия рукоделием развивают произвольность внимания,
волевые качества, усидчивость. Рукоделие гармонично воздействует на
развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, воображения, а,
следовательно, на развитие интеллекта в целом.
Таким образом, актуальность и необходимость создания данной
Программы обусловлена потребностью воспитания разносторонне развитой
личности детей, осознанием ребенком собственной индивидуальности, его
самореализации, подготовки ребенка к обучению в школе, развития его
умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей.
Программа направлена на расширение содержания базового
компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями,
умениями и навыками.
Особенностью Программы является интеграция различных видов
детской деятельности: познавательное развитие, речевое, физическое,
социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие.
Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами
о профессиях, природе, материалах, культуре и традициях своего края, о
народном декоративно-прикладном искусстве.
Использование литературных и музыкальных произведений повысит
интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить
смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.
1.3. Новизна Программы
Оригинальность и новизна Программы в том, что она включает в
содержание работы с детьми нетрадиционные приемы, такие как, обучение
шитью. Благодаря многостороннему охвату разнообразных мыслительных и
двигательных операций на занятиях, формируется устойчивый интерес к
творческому самовыражению у детей, создается положительный
микроклимат, способствующий бесконфликтному общению, сплачиванию
детей. Деятельность детей организуется с учетом особенностей состояния их
здоровья, интересов и направлена на удовлетворение познавательных и
творческих потребностей ребенка.
1.4. Цель и задачи программы
Целью Программы является формирование у детей интереса к занятиям
рукоделием, ознакомление с материалами и инструментами для шитья,
выработка умений и навыков их практического использования, развитие
самостоятельности и саморегуляции в быту, социуме, природе.
5

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Обучающие:
•
формировать технические умения и навыки в работе с
различными тканями и инструментами;
•
развивать умения создавать композиции;
•
углублять и расширять знания об окружающем мире (природе,
культурных традициях страны, свойствах различных материалов);
•
совершенствовать умение ориентироваться в пространственных
отношениях;
•
закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с
ножницами и иглой.
Развивающие:
•
содействовать развитию у детей творческих способностей,
наглядно – образного мышления, внимания, памяти;
•
содействовать развитию общей моторной координации и мелкой
моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной
координации;
•
содействовать
развитию
произвольности,
усидчивости,
целеустремленности;
•
способствовать формированию умения с помощью взрослого
планировать
последовательность
выполнения
работ,
выполнять
последовательную цепочку действий;
•
развивать умение доводить работу до конца.
Воспитательные:
•
вызывать у детей интерес к ручному труду, творческой
деятельности;
•
воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное
отношение к деятельности и полученному результату;
•
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при
выполнении коллективных работ;
•
воспитывать аккуратность при работе с различными
материалами;
•
вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям,
воспитывать любовь к природе.
1.5. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа «Волшебная иголочка» построена на позициях гуманноличностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее
развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей.
6

Программа «Волшебная иголочка»:
•
соответствует
критериям
полноты,
необходимости
и
достаточности, позволяя решать поставленные цели и задачи при
использовании разумного «минимума» материала;
•
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и
обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста,
в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются
ключевыми в развитии дошкольников;
•
предусматривает решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности
дошкольников;
•
предполагает построение образовательного процесса на
адекватных возрасту формах работы с детьми.
Программа «Волшебная иголочка» строится на следующих принципах:
•
принцип разностороннего и гармоничного развития личности,
который выражается в комплексном решении задач художественноэстетического, социально-личностного, познавательно-речевого развития
детей;
•
принцип развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
•
принцип гуманизации, который позволяет выстроить систему
совместной деятельности с детьми на основе личностно – ориентированного
подхода;
•
принцип индивидуализации, предполагающий построение
образовательного
процесса
в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными способностями ребенка, его способностями и интересами;
•
принцип научной обоснованности и практической применимости
(содержание программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, может быть успешно реализовано в
массовой практике дошкольного образования);
•
принцип доступности - объяснение материала и подбор
предлагаемых для изготовления работ соответствуют возрасту детей;
•
принцип постепенности, связанный с решением детьми
различных по сложности задач в освоении ими разнообразных материалов и
технических приемов их обработки. Обучение ведётся от простого к
сложному;
•
принцип наглядности реализуется в том, что на каждом занятии
используется наглядный материал (образцы, схемы, репродукции);
•
принцип культуросообразности. Реализация этого принципа
обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании,
восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
7

Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным
компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд);
•
принцип
регионализации,
допускающий
варьирование
образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
•
принцип оздоровительной направленности, согласно которому
создаются оптимальные условия для чередования двигательной и творческой
активности, использования технологий здоровьесбережения.
Предлагаемая в Программе система занятий построена по принципу
«от простого к сложному».
На занятиях дети учатся вдевать в иголку нитку, завязывать узелок,
пришивать пуговицу, вешалку, работать с трафаретами, вырезать детали,
составлять несложные композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в
соответствии с замыслом.
На занятиях представлено большое количество разнообразных
материалов: нитки, ткани, пуговицы, отделочные материалы. В процессе
работы с материалами исследуются их свойства. Это база сенсорного
развития и формирования зрительно-моторной координации.
Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только
образное мышление, воображение, но и раскрывают творческие способности
детей. Занятия построены таким образом, чтобы в конце каждого из них
ребенок видел результаты своего творчества. На занятиях используется
метод показа поэтапных образцов. Демонстрация промежуточных
результатов поддерживает интерес детей к работе и является своего рода
путеводителем в деятельности
1.6. Возрастная направленность Программы
Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет. Это
определяется значительным ростом физических возможностей детей,
активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической
позиции ребенка и ощущением старшими дошкольниками своей
«взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие
способности.
1.7. Продолжительность реализации Программы, формы и режим
занятий
Срок реализации Программы «Волшебная иголочка» - 1 год (с октября
по апрель), всего 30 занятий в год.
Наиболее оптимальной формой реализации программы «Волшебная
иголочка» является деятельность кружка.
8

Занятия кружка проводятся вне основной образовательной
деятельности, 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительностью 25
минут.
Содержание Программы ориентировано на детские группы в
количестве от 2 до 5 человек.
Деятельность детей в рамках данной программы соответствует
требованиям
действующих
СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций».
Формы организации учебной деятельности:
−
групповая;
−
индивидуальная;
−
выставка;
−
демонстрация изделий;
−
творческая мастерская.
Ведущая форма организации обучения - групповая. Наряду с групповой
формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и
применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их
индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков
работы с иглой может быть различной. Гибкая форма организации детского
труда позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания,
состояние здоровья, уровень овладения навыками работы с иглой,
нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные
факторы. Длительность продуктивной деятельности может варьироваться в
зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на
своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Форма проведения занятий – практическая: обсуждение и выбор
изделия, непосредственное обучение выполнения различных видов стежков,
работа по схеме, игра, подготовка и оформление выставок детских работ.
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их
самовыражения. Занятия проходят в свободной, не обязывающей обстановке.
В начале каждого занятия проводится пальчиковая гимнастика, в ходе
занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки.
1.8. Методы, приемы и технологии обучения
Для реализации поставленных в программе задач используются
следующие методы и приемы обучения:
•
метод прямого воздействия (показ способов действия);
•
игровой метод (сюрпризные моменты, дидактические игры);
•
наглядный метод (рассматривание альбомов и иллюстраций);
9

•
исследовательский метод (обследование, сравнение, анализ,
самостоятельный выбор);
•
практический метод (планирование, самостоятельное и
совместное выполнение поделок, привлечение детей к организации
выставок);
•
репродуктивный метод (воспроизведение действий по образцу);
•
словесный метод (вопросы к детям, беседа, рассказ,
художественное слово, поощрение, убеждение).
Для реализации Программы применяются следующие технологии
обучения:
1)
игровая технология: игра - ведущий вид деятельности ребенкадошкольника и форма организации процесса обучения. Игровые методы и
приемы - средство побуждения, стимул к познанию. Игра как социальнокультурное явление реализуется в общении. Через общение передается,
общением она организуется, в общении она функционирует. Использование
игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала
обучаемых и таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому
усвоению изучаемой дисциплины. Цель игры - учебная, усвоение знаний.
2) технология, опирающаяся на познавательный интерес: это активный,
деятельный способ обучения, обучение с учетом закономерностей детского
развития, это опережающее, педагогическое воздействие, стимулирующее
личностное развитие. Ребенок - полноценный субъект деятельности.
3) технология сотрудничества: позиция педагога, как партнера детей,
включенного в их деятельность; уникальность партнеров и их равенство друг
другу, ориентация каждого на понимание, взаимная дополняемость позиций
участников совместной деятельности. Сотрудничество и общение взрослого
с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку
именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными.
1.9. Формы сотрудничества с родителями в рамках реализации
Программы
Программа
«Волшебная
иголочка»
реализуется
в
тесном
взаимодействии с семьями воспитанников.
Основными формами взаимодействия являются:
•
мастер - классы по обучению родителей рукоделию, выполнение
различных видов швов, стежков;
•
изготовление памяток, буклетов из серии «Учим ребенка
работать с иголкой и ниткой»;
•
фотоотчеты;
•
выставки готовых работ;
•
открытые показы воспитательно-образовательного процесса.
10

1.10. Планируемые результаты освоения Программы и способы
определения их результативности
Освоение Программы «Волшебная иголочка» не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
воспитанников.
Реализация
Программы
предполагает
оценку
индивидуального развития детей, которая проводится педагогом в ходе
педагогической диагностики.
При осуществлении педагогической диагностики используются
регулярные наблюдения педагога за детьми в процессе непосредственной
образовательной работы с ними.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования;
2) оптимизации работы с группой детей.
Методы педагогической диагностики:
•
беседа с детьми с использованием открытых вопросов, получение
ответов от детей;
•
систематическое наблюдение;
•
сохранение и анализ продуктов детской деятельности.
Результатом освоения детьми Программы будет являться овладение
детьми определенными знаниями, элементарными трудовыми умениями и
навыками при работе с ножницами, иголкой, ниткой, тканью, овладение
техникой шитья, осознание ребенком своих способностей, формирование
общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
По окончании обучения по программе предполагается овладение
детьми:
•
элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и
простейшими инструментами (ножницами, иголкой, наперстком);
•
приёмами и способами работы по технологии шитья «шов вперед
иголку», «шов назад иголку», «шов через край», «обметочный шов»;
•
приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;
•
определёнными знаниями правил безопасного пользования
ножницами и иголкой;
•
навыками экономного расходования материала, бережного
обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;
•
умением планировать работу, рассказывать об основных этапах
воплощения замысла;
•
умением заинтересовать и научить других технике шитья.
11

Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками фиксируется
в таблице № 1 на начало и конец учебного года по результатам наблюдения,
анализа детских работ, бесед с детьми, с целью внесения корректив в
дальнейшую работу, планирования индивидуальной поддержки детей.
Таблица №1
Критерии сформированности знаний, умений и
навыков по программе
1.
1.1.

1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.

2.4.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.

Количество детей,
овладевших содержанием
деятельности
октябрь
май

Эстетическое отношение к действительности:
Умеют видеть, понимать и ценить прекрасное
вокруг себя: в природе, в жизни и деятельности
человека.
Сформирована способность к созидательной и
творческой деятельности.
Развита образная фантазия, художественный
вкус.
Проявляют самостоятельность при выполнении
задания.
Художественные знания, умения:
Знает технику работы с текстильными
материалами.
Знает термины (шов, стежок, выкройка, петля и
др.)
Знает возможности материалов, используемых
на занятиях: нитки, ткани, картон, бисер,
крупные бусины, пуговицы, тесемки, ножницы,
иголки, наперстки.
Умеет различать разновидности ткани: ситец,
мех, драп и др.
Практические творческие навыки:
Умеет держать ножницы.
Владеет навыком вырезания несложных
предметов по контуру.
Умеет сматывать нитки.
Умеет правильно отмерять нить.
Умеет вдевать нитку в иголку.
Умеет завязывать узелок.
Умеет пришивать (пуговицу, вешалку).
Умеет выполнять швы («шов вперед иголку»,
12

Критерии сформированности знаний, умений и
навыков по программе
«шов назад иголку»,
«обметочный шов»).

«шов

через

Количество детей,
овладевших содержанием
деятельности
октябрь
май

край»,

1.11. Формы подведения итогов реализации Программы
Формами подведения итогов реализации данной Программы являются:
• открытые занятия для родителей;
• выставки
детских
работ
для
сотрудников
дошкольного
образовательного учреждения, родителей, сверстников;
• участие воспитанников в городских, региональных и федеральных
конкурсах декоративно – прикладного искусства.

13

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
№ занятия
Занятие 1.

Занятие 2.

Занятие 3.

Занятие 4.

Занятие 5.
Занятие 6.
Занятие 7.

Занятие 8.

Занятие 9.

Тема занятия

Образовательные задачи

Октябрь
Профессия швея
Познакомить детей с профессией
швеи, с процессом изготовления
одежды.
Расширить
кругозор,
воспитывать уважение к труду людей.
Развивать мыслительную деятельность
детей.
Виды тканей
Познакомить
детей
с образцами
тканей. Учить определять ткань на
ощупь, видеть структуру тканей.
Воспитывать
художественный,
эстетический вкус. Изучение правил
техники безопасности работы с иглой,
ножницами, наперстком.
Иголочка
Познакомить детей с нитками, с
приёмами работы с иголками, учить
правильно, обращаться с иголкой,
вдевать нитку, завязывать узелок.
Шов вперед иголку
Продолжить учить вдевать нитку в
иголку, завязывать узелок, познакомить
со швом «вперёд иголка» по картону.
Ноябрь
Шов вперед иголку
Продолжать учить детей выполнять шов
«вперёд иголку» по картону и
рассказать о его предназначении.
Прямая дорожка
Учить детей выполнять шов «вперёд
иголка» из двух ниток.
Извилистая дорожка
Выполнение шва извилистой дорожкой.
Учить выполнять шов «вперёд иголка»
двумя нитками и познакомить со швом
по кругу.
Извилистая дорожка
Выполнение шва извилистой дорожкой.
Продолжать учить выполнять шов
«вперёд иголка» двумя нитками,
выполнять
шов по кругу.
Декабрь
Подарок маме на день
Продолжать учить детей основным
матери
технологическим приемам работы с
14

№ занятия

Занятие 10.

Занятие 11.

Занятие 12.

Занятие 13.

Занятие 14.
Занятие 15.

Занятие 16.

Занятие 17.

Тема занятия

Образовательные задачи
иголкой и ниткой. Показать своей
работой любовь к самому родному
человеку-маме. Развивать усидчивость.
Шов назад иголкой
Познакомить
со
швом
«назад
иголка»
и
его
предназначением.
Закрепить
правила
техники
безопасности при работе с иглой и
ножницами.
Шов назад иголкой по
Самостоятельная деятельность: обвести
контуру
шаблон на ткани. Продолжать учить
вышивать швом «назад иголка» силуэты
предметов. Закрепить правила техники
безопасности при работе с иглой,
ножницами.
Новогодние
Продолжать учить детей выполнять шов
игрушки
«назад иголка». Учить работать не
спеша, подбирая красивое сочетание
ниток в узоре. Закрепить правила
техники безопасности при работе с
иглой, ножницами.
Новогодние
Продолжать учить детей выполнять шов
игрушки
«назад иголка». Учить работать не
спеша, подбирая красивое сочетание
ниток в узоре. Закрепить правила
техники безопасности при работе с
иглой, ножницами.
Январь
Шов по краю
Учить детей пришивать ткань к друг
другу
швом
по
краю.
Учить
аккуратности при выполнении работы.
Шов по краю
Продолжать учить детей работать с
иголкой и ниткой выполняя «шов по
краю». Учить усидчивости, доводить
начатое дело до конца.
Шов через край
Познакомить
детей
с
техникой
выполнения шва «через край» и его
предназначением. Учить работать не
спеша, подбирая красивое сочетание
ниток в узоре. Закрепить правила
техники безопасности при работе с
иглой, ножницами.
Февраль
Подарок папе (машинка)
Учить детей пришивать пуговицы с
15

№ занятия
Занятие 18.

Занятие 19.

Занятие 20.

Занятие 21.

Занятие 22.

Занятие 23.

Занятие 24.

Занятие 25.
Занятие 26.

Тема занятия

Образовательные задачи
четырьмя
отверстиями.
Учить
соблюдать порядок на рабочем месте.
Шов через край по контуру Самостоятельная деятельность: обвести
шаблон на ткани. Продолжать учить
выполнять «шов через край» ровными
стежками по контуру.
Сердечко маме (игольница) Учить располагать изображения на
листе. Продолжать учить выполнять
"шов через край". Воспитывать любовь
и уважение к матери.
Март
Сердечко маме (игольница) Продолжать учить выполнять "шов
через край". Учить работать аккуратно и
не спеша, подбирая красивое сочетание
цветов.
Обметочный шов
Познакомить с "обметочным швом", его
предназначением. Закрепить правила
техники безопасности при работе с
иглой, ножницами.
Обметочный шов
Продолжать учить детей выполнять
"обметочный
шов",
аккуратно,
соблюдая
все
правила
техники
безопасности при работе с иглой.
Аленький цветочек
Самостоятельная деятельность: обвести
шаблон на ткани. Продолжать учить
выполнять "обметочный шов" ровными
стежками по контуру.
Цыпленок
Учить соединять детали изделия с
помощью "обметочного шва". Развивать
творческое воображение. Воспитывать у
детей умение работать в коллективе и
самостоятельно.
Апрель
Цыпленок
Продолжать учить соединять детали
изделия с помощью "обметочного шва".
Учить усидчивости и внимательности.
Пуговки-глазки
Познакомить
детей
с
техникой
пришивания
пуговиц
с
двумя
отверстиями. Рассказать детям о том,
для чего нам нужны пуговицы.
Продолжать учить соблюдать технику
безопасности при работе с иголкой и
ножницами.
16

№ занятия
Занятие 27.

Тема занятия

Такие разные пуговицы

Занятие 28. Цветочная полянка

(коврик с пуговками в
подарок младшим
воспитанникам для
развития мелкой
моторики)

Образовательные задачи
Познакомить детей с техникой
пришивания пуговиц с четырьмя
отверстиями.
Продолжать учить детей пришивать
пуговицы различной модификации,
оформлять изделие. Учить работать не
спеша, подбирая красивое сочетание
пуговиц в узоре. Закрепить правила
техники безопасности при работе с
иглой, ножницами.

Май
Занятие 29
Закладка к школе
Продолжать учить детей выполнять шов
"вперёд иголка", "назад иголка", "шов
по
краю",
"обметочный
шов".
Воспитывать дружелюбное отношение к
товарищам.
Занятие 30
Оформление работ к
Формировать у детей положительновыставке «Волшебная
эмоциональное
восприятие
иголочка»
окружающего
мира.
Воспитывать
художественный вкус.
ИТОГО: 30 занятий

2.2. Содержание изучаемого курса
Все занятия строятся по одному плану, дополнительно идет
использование художественного слова, сообщение сведений о предстоящей
работе. Основной вид деятельности - практический.
Вводная часть:
•
повторение и закрепление пройденного материала;
•
повторение
правил
пользования
ножницами,
иголкой,
закрепление правил техники безопасности;
•
введение в новую тему;
•
художественное слово, раскрывающее тему занятия;
•
показ образца, рассматривание, анализ;
•
знакомство с планом действий по созданию работы.
Практическая часть:
•
показ процесса изготовления поделки (работа по схеме,
технологической карте) в зависимости от уровня сформированности навыков
детей;
17

•
•

самостоятельное выполнение работы;
оформление, украшение готового изделия.

Инструкция по технике безопасности при работе с ножницами:
1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2. Используй ножницы с тупыми, закругленными концами.
3. Ножницы во время работы клади справа, кольцами к себе.
4. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.
5. Следи, за движением ножниц во время резания.
6. Передавай ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
7. Используй ножницы по назначению.
Инструкция по технике безопасности при работе с иглой
1. Во время шитья пользуйся наперстком.
2. При шитье используй иголки без ржавчины, так как ржавая игла плохо
прокалывает ткань, легко может сломаться.
3. При работе иголки вкалывай в специальную подушечку.
4. Нитку отрезай только ножницами.
5. Иголки храни в игольнице или специальной подушечке.
6. Сломанную иглу отдай воспитателю.
7. Оставляй иглу на рабочем месте с ниткой.
8. Передавай иглу в игольнице с ниткой.
9. До и после работы проверь количество игл.
10. Храни игольницу с иглой всегда в одном месте.
Правила внутреннего распорядка и личной гигиены:
1. Работай в специальной одежде.
2. Следи за чистотой.
3. Не загромождай рабочее место лишними вещами.
4. Следи за исправностью инструментов и приспособлений.
5. Используй инструмент по назначению.
6. После работы убери рабочее место.
7. Инструменты и приспособления общего пользования сдай воспитателю.
Занятие 1. «Профессия швея»: в гостях у мамочки - рукодельницы.
Познакомить детей с историей возникновения шитья, как ручного
труда, познакомить детей с профессией швеи, с процессом изготовления
одежды. Расширять кругозор, воспитывать уважение к труду людей.
18

Выставка работ – готовых изделий, выполненных родителями детей,
сотрудниками детского сада.
Занятие 2. «Виды тканей»: материалы и инструменты, правила
обращения с ними». Организация рабочего места, уточнение знаний о видах
материала, о выборе подходящих ниток, стихотворение про иголку,
дидактическая игра «Найди каждому материалу свою ниточку и иголочку».
Познакомить детей с историей возникновения различных видов тканей,
познакомить с образцами и видами материала.Знакомство с правилами
техники безопасности при работе с инструментами для шитья.
Занятие 3. «Иголочка»: упражнения по основным приемам шитьявыполнения первого стежка. Знакомство детей с историей возникновения
иголки и нитки, как орудий труда для шитья. Познакомить с разнообразными
видами ниток и иголок. Демонстрация педагогом приемов работы: как
правильно держать иголку, вдевать нитку, завязывать узелок.
Занятие 4-5. «Шов вперед иголку»: упражнения по основным приемам
шитья. Продолжать учить детей вздевать в иголку нитку, завязывать узелок.
Учить делать шов «вперед иголку», путем наглядного примера и
рассмотрения схемы. Приучать доводить начатое дело до конца. Учить детей
сначала изделие прошивать швом «вперед иголку», затем изделие повернуть
и шить этим же швом в обратную сторону, от конца к началу. Материал:
цветной картон с пробитым рисунком, нитки, иголка, игольница.
Занятие 6. «Прямая дорожка»: упражнения по основным приемам
шитья в две нитки.Продолжать учить детей вздевать в иголку нитку,
соединять два её конца, завязывать узелок. Продолжать учить выполнять шов
«вперёд иголка» из двух ниток. Материалы: цветной картон с пробитым
рисунком, нитки, иголка, игольница.
Занятие 7- 8. «Извилистая дорожка»: упражнения по основным
приемам шитья в две нитки. Продолжать учить вздевать в иголку нитку,
соединять два её конца, завязывать узелок. Продолжать учить детей
выполнять шов "вперед иголка" путем наглядного примера и демонстрации
схемы выполнения. Соблюдать порядок на рабочем месте и следить за
чистотой. Закрепление правил техники безопасности при работе с иголкой и
ножницами. Материалы: цветной картон с пробитым рисунком, нитки,
иголка, игольница.
Занятие 9. «Подарок маме на день матери»: упражнения по
основным приемам шитья в две нитки. Продолжать учить детей вздевать в
иголку нитку, соединять два её конца, завязывать узелок. Учить выполнять
строчку по контуру, в форме сердца. В процессе работы беседовать с детьми
о маме, как о родном любимом человеке. Показать своей работой любовь к
19

самому родному человеку. Закрепление правил техники безопасности при
работе с иголкой и ножницами. Материалы: контурное изображение сердца,
выполненное в технике аппликации из цветной бумаги, разноцветные нитки,
иголка, ножницы.
Занятие 10. «Шов назад иголкой»: упражнения по основным приемам
шитья в две нитки. Учить детей делать шов «назад иголку», который
необходим для более плотного соединения деталей. Продолжать развивать
умение подбирать нитки. Учить делать прокол иглой со стороны изнанки:
иглу с нитью вывести на лицевую сторону, отступив на длину стежка назад,
сделать прокол вниз, провести нить под тканью на расстояние в три раза
больше длины стежка и вывести иглу на лицевую сторону. Материалы:
цветной картон с пробитым рисунком, нитки, иголка, игольница.
Занятие 11. «Шов назад иголкой по контуру»: упражнения по
основным приемам шитья в две нитки. Учить детей делать шов «назад
иголку», который необходим для более плотного соединения деталей.
Продолжать развивать умение подбирать нитки. Самостоятельная
деятельность: обвести шаблон на ткани. Продолжать учить выполнять шов
«назад иголка» силуэты предметов. Закрепить правила техники безопасности
при работе с иглой, ножницами. Материалы: цветной картон с пробитым
рисунком, нитки, иголка, игольница.
Занятие 12-13. «Новогодние игрушки»: упражнения по основным
приемам шитья в две нитки.Беседа с детьми о новогодних игрушках.
Предложить детям сделать самим новогодние игрушки: обвести на белом
картоне по шаблону фигурки. Продолжать учить детей делать шов «назад
иголку» по контуру. Продолжать развивать умение подбирать нитки.
Продолжать учить делать прокол иглой со стороны изнанки: иглу с нитью
вывести на лицевую сторону, отступив на длину стежка назад, сделать
прокол вниз, провести нить под тканью на расстояние в три раза больше
длины стежка и вывести иглу на лицевую сторону. Материалы: цветной
картон с шаблонами фигурок, нитки, иголка, игольница.
Занятие 14. «Пуговки-глазки»: упражнения по основным приемам
шитья в две нитки. Учить детей пришивать пуговицы с двумя отверстиями.
Учить подбирать нитки в тон пуговицы. Формировать навыки работы с
иголкой и ниткой. Учить, пришивая пуговицу, картон прокалывать иглой с
лицевой стороны, чтобы узелок спрятать под пуговицу; нить туго не
затягивать, чтобы пуговица как бы качалась на «ножке» из ниток; все
следующие проколы делать в местах первых двух, чтобы с изнанки все
выглядело аккуратно. Материалы: цветной картон с шаблонами фигурок,
нитки, иголка, игольница, пуговицы с двумя отверстиями.
20

Занятие 15 - 16. «Шов по краю»: упражнения по основным приемам
шитья в две нитки. Провести беседу о предназначении данного шва. Учить
детей прикладывать края ткани к друг другу, прикалывая английскими
иголками и пришивать швом "вперед иголка". Учить аккуратности при
выполнении работы. Закрепление правил техники безопасности при работе с
иголкой и ножницами. Материалы: плотная цветная ткань, нитки, иголка,
игольница.
Занятие 17. «Шов через край»: упражнения по основным приемам
шитья в две нитки.Учить детей делать шов «через край», закреплять умение
правильно
пользоваться
иголкой.
Воспитывать
аккуратность
и
самостоятельность. Учить выполнять стежки по краю изделия, иглу
постоянно вводить с изнаночной стороны на лицевую, перекидывая нить
через край.Материалы: плотная цветная ткань, нитки, иголка, игольница.
Занятие 18. «Подарок папе (машинка)»: упражнения по основным
приемам шитья в две нитки. Непринужденная беседа о папе, как о родном
любимом человеке. Показать своей работой любовь к родному
человеку.Учить пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями: параллельно,
крестом, зигзагом. Учить подбирать нитки в тон пуговицы. Формировать
навыки работы с иголкой и ниткой. Учить детей, пришивая пуговицу, ткань
прокалывать иглой с лицевой стороны, чтобы узелок спрятать под пуговицу;
нить туго не затягивать, чтобы пуговица как бы качалась на «ножке» из
ниток; все следующие проколы делать в местах первых двух, чтобы с
изнанки все выглядело аккуратно. Материалы: цветной картон с шаблонами
фигурок, нитки, иголка, игольница, пуговицы с четырьмя отверстиями.
Занятие 19. «Шов через край по контуру»: упражнения по основным
приемам шитья в две нитки. Учить делать шов «через край»; закреплять
умение правильно пользоваться иголкой. Воспитывать аккуратность и
самостоятельность. Учить выполнять стежки по краю изделия; иглу
постоянно вводить с изнаночной стороны на лицевую, перекидывая нить
через край. Материалы: плотная цветная ткань, нитки, иголка, игольница.
Занятие 20-21. «Сердечко маме» (игольница): упражнения по
основным приемам шитья в две нитки.Закреплять у детей навык шить швом
«вперед иголку», с изнаночной стороны оставляя для выворачивания
отверстие; набивать подушечку ватой и зашивать швом «через край»;
подбирать нитки к ткани, лоскутки для подушечки. Продолжать учить
технике выполнения швов «вперед иголку» и «через край»; учить
прикреплять готовую подушечку к картонной основе швом «вперед иголка»,
при этом с лицевой стороны делать маленький шажок, а с внутренней
стороны - шаг широкий. Материал: основа из картона, вата, ткань, нитки,
иголка, игольница.
21

Занятие 22-23. «Обметочный шов»: упражнения по основным
приемам шитья в две нитки. Беседа с детьми об одежде. Проведение
дидактических игр, формирующих цветовое восприятие. Учить делать
«обметочный шов», который применяется для обработки края материала.
Учить в этом шве стежки укладывать вертикально. При выполнении шва
следить за тем, чтобы проколы делались на одинаковом расстоянии друг от
друга и от края изделия; затягивать петлю на край материала так, чтобы он не
собирался. Материал: лоскутки ткани, нитки, иголка, игольница.
Занятие 24. «Аленький цветочек»: упражнения по основным
приемам шитья в две нитки. Беседа о приближении весны, какие изменения в
погоде происходят за окном. Отгадывание загадок, дидактические игры.
Самостоятельная деятельность: обвести шаблон на ткани. Продолжать учить
выполнять «обметочный шов» ровными стежками по контуру. Материалы:
плотная цветная ткань, нитки, иголка, игольница.
Занятие 25-26. «Цыпленок» (коллективная работа): упражнения по
основным приемам шитья в две нитки. Закреплять навык шить швом «вперед
иголку», с изнаночной стороны оставляя для выворачивания отверстие;
набивать подушечку ватой и зашивать швом «через край»; подбирать нитки к
ткани. Продолжать учить технике выполнения швов «вперед иголку» и
«через край»; учить прикреплять готовые детали к друг другу с помощью
шва «вперед иголкой». Материал: вата, ткань, нитки, иголка, игольница.
Занятие 27. «Закладка к школе»: упражнения по основным приемам
шитья в две нитки. Закреплять навык шить шов "вперед иголку", "назад
иголкой", "шов по краю", "обметочный шов". Воспитывать дружелюбное
отношение к товарищам. Закрепить умение подбирать нитки по цвету,
сочетающиеся с цветом материала. Закреплять практические навыки: вдевать
в иголку нитку, соединять два её конца, завязывать узелок. Материалы:
плотный цветной материал, иголка, натки, игольница.
Занятие 28. Оформление детских работ к выставке «Иголочка,
ниточка, узелок». Подготовка работ к выставке, оформление выставки.
Учить детей расставлять работы на столе, добиваться эстетичности
составленной композиции. Проведение выставки-презентации детских работ
для родителей, сотрудников ДОУ, воспитанников. Материалы: изделия,
выполненные детьми на занятиях, рамочки для оформления работ.

22

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение программы
Оборудование:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

детские столы;
детские стулья;
мольберт;
ткань различного цвета и текстуры;
бусинки, бисер, пуговицы;
нитки различного цвета и толщины;
иглы с большим ушком и округлым концом (на каждого ребенка);
ножницы среднего размера с тупыми закругленными концами (на
каждого ребенка);
игольницы (на каждого ребенка);
наперсток (на каждого ребенка);
пришивные пуговицы различного цвета и размера;
контейнеры для рукоделия (на каждого ребенка);
папки для готовых изделий (на каждого ребенка).

Дидактические материалы:
•
•
•
•
•

подборка готовых работ, образцы;
иллюстрации, фото различных изделий;
литература с иллюстрациями работ;
конспекты занятий;
художественное слово (загадки, пословицы
рассказы);
• подборка физминуток, пальчиковых гимнастик.

и

поговорки,

Для эффективного проведения занятий необходимо создать
благоприятные условия. Помещение, где занимаются дети должно быть
хорошо освещено, стол и стул соответствовать росту ребенка. Во время
работы дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или
буквой П, главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно
подойти к каждому ребенку.

23

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Банакина Л.В. Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001. -208 с.
2.
Т. Д. Нуждина. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо
всюду - Ярославль: Академия развития, 1998 - 287с.
3.
Валли Барти Джанна, Риколфи Россана. Шитье для маленьких. пер. с итал. ООО "Мир книги", 2008. - 80с. ил.
4.
Муханова И.Ю. «Шитье из лоскутков» М., издательство «Олмапресс», 2002.
5.
Куцакова Л. В «Творим и мастерим – М. Мозаика-Синтез, 2007.
6.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты. - М.: Изд-во
ЭКСМО-Пресс, 2010. -80с.
7.
Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю Трудовое
воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для
работы с детьми 2-7 лет. /– М.: Мозаика-Синтез, 2005.
8.
Найт Л. Швы и стежки. Энциклопедия/ Издательство «АРТРодник» / 2008 год.
9.
Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками; Ярославль,
«Академия развития», 1997.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».