ДООП К ШКОЛЕ ГОТОВ

СОДЕРЖАНИЕ
I

Целевой раздел

3

1

Пояснительная записка

3

1.1.

Актуальность Программы

4

1.2.

Цели и задачи Программы

4

1.3.

5

1.5.

Возрастные, социально-психологические особенности детей старшего
дошкольного возраста
Научное, методологическое и методическое обоснование
Программы
Принципы реализации Программы

11

1.6.

Продолжительность реализации Программы. Формы и режим занятий

12

1.7.

Планируемые результаты

13

II

Содержательный раздел

14

2.1.

Календарно-тематический план

14

2.2.

Структура и содержание Программы

21

2.3.

Структура занятий

22

III

Организационный раздел

25

3.1.

Методическое обеспечение Программы

25

3.2.

Материально-техническое обеспечение Программы

25

4

Список используемых источников

26

5

Приложения

1.4.

9

2

I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «К школе готов!» (далее - Программа) направлена на создание
условий для успешной адаптации и выравнивания стартовых возможностей детей перед
поступлением в школу.
Программа ориентирована на потенциальные возможности детей, на «зону
ближайшего развития», на создание условий для включения детей в новые социальные
формы общения; готовит к переходу от игровой деятельности к учебной, рассчитана для
детей 6-7 летнего возраста.
Программа по подготовке детей к школе составлена в соответствии с:
− Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ;
− Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373);
− Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821- 10.
К старшему дошкольному возрасту ребенком накоплен необходимый опыт, который
способствует раскрытию возрастного потенциала, успешной подготовке его к обучению в
школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте
закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя
траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Под социальной компетентностью дошкольника мы понимаем качество личности,
сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений,
возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также
усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования
межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.
Для прогнозирования успешности обучения ребенка в школе, необходимо учитывать
его способность к анализу и синтезу материалов, представленных в виде рисунков, графиков,
таблиц и схем. Важно также его умение проводить аналогии, классификации и обобщения,
общая осведомленность. Следует учитывать уровень развития внимания, зрительной
памяти (основной упор в начальном обучении идет на зрительное восприятие информации),
мелкой моторики руки.
В своей деятельности педагогу-психологу следует опираться и на личностные
особенности детей. К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно
развит самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность.
Без хорошей работоспособности вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение
достаточно большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков.
Чем лучше готов ребенок ко всем изменениям, связанным с началом обучения, к
трудностям, которые неизбежны, тем спокойнее будет проходить процесс адаптации в
школе.
Программа психологической подготовки детей к школе «К школе готов!» (для детей
6-7 лет) позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий, где учитываются
особенности его психического развития, полученные в результате диагностики (на
диагностическом этапе).

3

1.1. Актуальность Программы заключается в её направленности на
психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.
Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу
достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно
перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует
учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается
неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов
учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение
операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается
неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.
Содержание Программы определяется системой требований, которые школа
предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного
отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение
умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление с
взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) традиционно выделяется в педагогике и
психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование
кризиса семи лет. Постановка и разработка проблемы критических возрастов в советской
психологии впервые были осуществлены Л. С. Выготским, разработавшим периодизацию
психического развития ребенка, в основание которой было положено понятие центральных
психологических
новообразований.
Л.С.
Выготский
одним
из
первых
сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько
в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных
процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит,
прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и
явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих
умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА.
Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла
учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия,
навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать,
запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом
воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой
требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в
необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления
своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение
знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых
совместной деятельностью.

1.2 Цели и задачи программы
Цель: развитие
познавательных
процессов
при подготовке
обучению в школе, профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Задачи:
− Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе.

детей

к

4

− Формировать
познавательную
активность
и
учебную
мотивацию
детей
подготовительной группы.
− Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия,
обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
− Создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок
общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному
развитию ребёнка.
1.3. Возрастные, социально-психологические особенности детей
старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии детей: в
этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы
деятельности и поведения.
Условием для полноценного развития в старшем дошкольном возрасте является
целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей.
А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с детьми построена на ясном
понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных
этапов, знаний того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего
развития детей.
Также значимым условием психического развития, является использование
потенциала игровой деятельности как эффективного средства формирования основных
новообразований в данном возрасте и как средства осуществления преемственного развития
от дошкольного к начальному школьному этапу.
Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и
достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной
деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.
Для того чтобы ребенок к концу дошкольного возраста был готов к принятию новой
для него социальной роли школьника, необходимо у него сформировать психологическую и
личностную готовность к систематическому обучению, которые напрямую зависят от
сформированности или несформированности важнейших новообразований в психическом
развитии ребенка.
Понимание возраста было заложено в культурно-исторической концепции Л. С.
Выготского. Он рассматривал данное понятие как особое сочетание внутренних и внешних
факторов развития, определяющих закономерности психического развития в конкретный
возрастной период.
Старший дошкольник выходит за пределы своего семейного мира и активно начинает
взаимодействовать с миром взрослых людей. Причем мир взрослых так интересует ребенка,
что он не может ограничиться только созерцанием, ему необходимо активно действовать в
нем.
В отечественной психологии принято определение ведущего вида деятельности,
данное А. Н. Леонтьевым. Обучение, впервые появляющееся в дошкольном возрасте,
возникает, прежде всего, в игре. Ребенок-дошкольник начинает учиться, играя. Формируется
активное воображение, произвольность внимания и памяти. Происходит освоение
общественной функции и норм
поведения людей, что является важным моментом формирования личности дошкольника.
Таким образом, характер ведущей деятельности определяет содержание основных
новообразований старшего дошкольного возраста:
5

−
−
−
−

развитие мотивационно-потребностной сферы;
преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка;
развитие идеального плана;

развитие произвольности действий.
На каждой возрастной ступени имеется центральное новообразование, то есть
ведущее для всего процесса развития. Вокруг него располагаются частные новообразования,
относящиеся к отдельным сторонам познавательного и личностного развития ребенка.
Процессы, которые связаны с центральным новообразованием, Л. С Выготский назвал
центральными линиями развития.
Благодаря реализации программы обеспечиваются основные новообразования
психического развития детей старшего дошкольного возраста. Они формируются по двум
направлениям: личностное развитие и познавательное.
Основные новообразования личностного развития дошкольника

1. Важнейшим

психологическим

новообразованием,

является

соподчинение

мотивов.
У детей формируется устойчивая структура мотивов (игровые, познавательные,
соревновательные, нравственные и др.), зарождаются новые социальные потребности
(потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, потребность
быть лучшим, поступать в соответствии с этическими нормами и др., возникает новый тип
мотивации - иерархия мотивов. Ребенок в некоторых ситуациях уже может сдерживать свои
непосредственные желания и поступать не так, как хочется в данный момент, а так, как
«надо». Но это возможно не потому, что в данном возрасте дети уже умеют сознательно
управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей
побудительной силой, чем другие мотивы.
2. Возникновение первичных этических инстанций. Исходя из моральной оценки
поступка взрослых, дошкольник устанавливает связь между понятиями «хорошо» и «плохо»,
а также своим действием. На основе этого ребенок относит свои поступки к «хорошим» или
«плохим».
3. Формирование самосознания. Наиболее ярко проявляется в самооценке и осмыслении
своих переживаний. Сначала ребенок учится правильно оценивать окружающих его людей,
затем начинает сравнивать свои поступки, качества с возможностями и поступками других. К
концу старшего дошкольного возраста ребенок начинает осознавать свое место среди
людей и свои переживания, у него формируется устойчивая самооценка и соответствующее
ей отношение к успеху или неудаче в деятельности. Таким образом, ребенок в дошкольном
возрасте проходит путь от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни
и самосознанию.
4. Произвольность поведения и возникновение воли как способности к управлению
поведением. В старшем дошкольном возрасте импульсивное и непосредственное поведение
ребенка становится опосредованным нормами и правилами. Ребенок начинает
контролировать свое поведение, сравнивая его с образцом, то есть возникает произвольное
поведение. Появление воли связано с развитием целенаправленности действий,
установлением отношения между целью и мотивом, возрастанием регулирующей роли речи
в выполнении действий. На протяжении дошкольного возраста под влиянием взрослых
ребенок постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые
значительно удалены от цели действия. Но, хотя такое подчинение и возникает в
6

дошкольный период, сформировано оно еще не полностью и требует подкрепления
внешними обстоятельствами (в частности, присутствием взрослого).
Основные новообразования познавательного развития ребенка старшего дошкольного возраста

1. Центральное новообразование познавательной сферы дошкольника - развитие
воображения. Дети старшего дошкольного возраста могут заранее планировать замысел и
основную идею своего произведения, то есть появляется преднамеренное, произвольное
воображение. В дошкольном возрасте должно целенаправленно развиваться как
репродуктивное, так и творческое воображение, так как уровень символической функции
воображения обусловливает степень внутренней готовности к школе.
2. Развитие модально-образных форм мышления и усвоение средств познавательной
деятельности. В умственном развитии дошкольника важное значение имеет нагляднообразное мышление, которое и определяет успешность перехода к более сложным,
понятийным его формам, характерным для учебной деятельности. Дети учатся выделять
существенное в явлениях окружающей действительности, находить причины явления, делать
выводы, устанавливать простейшие закономерности. Основа формирования общих
умственных способностей дошкольника - наглядное моделирование, которое в наибольшей
степени соответствует специфике наглядно-образного мышления. Усвоение средств и
способов решения познавательной задачи меняет характер детского мышления. Но хотя
модельно-образные формы мышления и достигают высокого уровня обобщенности, до
конца дошкольного возраста они остаются, прежде всего, образными формами.
3. Развитие памяти и произвольного восприятия, внимания н запоминания. Центральной
психической функцией, определяющей в дошкольном возрасте развитие всех психических
процессов является память. Именно благодаря ей происходят все существенные изменения,
характеризующие развитие познавательной сферы старшего дошкольника. В целом на
протяжении всего периода преобладает непроизвольная образная память. Но постепенно с
возрастанием регулирующей и планирующей функции речи со становлением произвольных
механизмов поведения в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться
произвольность психических процессов. Сначала сознательная цель - сосредоточиться,
запомнить что-то начинает выделяться ребенком в игре, затем под влиянием взрослых при
специальном обучении логическим приемам ребенок начинает сам управлять своим
вниманием и памятью.
В возрасте 6 лет у ребенка формируется готовность к обучению. Л. С. Выготский
выделил кризис 6–7 лет. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, старшего дошкольника
отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка
проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л. С. Выготский
объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный период также
возникает осмысленность в собственных переживаниях. Ребенку вдруг становится ясно, что
у него присутствуют собственные переживания. Ребенок понимает, что они принадлежат
только ему, сами переживания приобретают для него смысл. Это связано с весьма
специфическим новообразованием - обобщением переживания, то есть меняется отношение
ребенка к окружающему миру.
По мнению Л. И. Божовича, кризис 6–7 лет вызван появлением новообразования – так
называемой внутренней позиции. До настоящего возраста ребенок практически не
задумывался о своем месте в жизни. Но в возрасте 6–7 лет эти вопросы становятся для него
актуальными, появляется осознание своего социального «я». Дети подражают взрослым,
7

стремятся утвердить свою значимость.
Как считает Л. И. Божович, в основе кризиса 6–7 лет находится конфликт, который
возникает от столкновения появившихся в процессе развития новых потребностей и не
изменившего образа жизни ребенка и отношения к нему окружающих людей. Отношения
окружающих взрослых людей не дают возможности ребенку удовлетворить потребности,
которые у него появились. Это приводит к возникновению фрустрации, депривации
потребностей, которые порождаются появившимися к этому времени психическими
новообразованиями.
В старшем дошкольном возрасте дети могут быть подразделены на две группы:
1) дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности;
2) дети, которые по внутренним предпосылкам еще не готовы к учебной
деятельности, находятся на уровне игровой деятельности.
Для детей, принадлежащих к первой группе, кризис 6–7 лет становится следствием
необходимости замены игровой деятельности на деятельность учебную. У детей,
принадлежащих ко второй группе, негативных симптомов не будет, если не стремиться
слишком быстро начать учебную деятельность. Если же дети, принадлежащие ко второй
группе, начнут учиться с 6 лет, то произойдет насильственный слом деятельности. Это
станет заметно по кризисным проявлениям. Соответственно, часть детей приходит в школу
«из кризиса», а часть – «в кризис».
Таким образом, перед современной психологией и педагогикой стоит задача
разработки научных основ максимального использования всех видов деятельности для
познавательного и личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста.
Одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в
подготовке детей к школе – это формирование мотивов учения и положительного отношения
к школе.
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах
дошкольного и начального общего образования (федеральный государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
и
федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен
портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Портрет дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОС ДО:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
У ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности.
Соблюдает элементарные правила ЗОЖ.
Любознательный. Интересуется новым и неизвестным. Задает вопросы взрослому,
любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах
детской деятельности.
Эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и
художественные произведения, мир природы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и
сверстниками. Ребенок использует вербальные и невербальные средства общения, владеет
диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные
на достижение конкретной цели. Поведение ребенка преимущественно определяется не
сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и
8

первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной
цели.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные
возрасту). Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы
деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим.
Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке,
рассказе.

1.4. Научное, методологическое и методическое обоснование Программы
Методологические и теоретические основы:
− принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн);

− принцип системности; принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А.Цукерман,
Ш.А. Амонашвили);

− труды отечественных и зарубежных исследователей Л.И.Божович, А.В. Запорожец,
Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.С.Мухина, А.Н.Леонтьев, Л.А.Венгер, С.Штрембел,
Я.Йирасек.
Концептуальная основа:

−
−
−
−
−

возрастная периодизация Д.Б. Эльконина,
теория о школьной зрелости А. Анастази,
концепция о готовности к обучению в школе Л.И. Божович,
культурно-историческая концепция Л.С.Выготского,

концепция о тесной связи между физическим и психическим развитием А.Керн,
теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
Теоретическая значимость:

− обобщены концепции о психологической готовности к школе; применён системный
подход, позволяющий выявить особенности детей дошкольного возраста в контекст
понятия «психологическая готовность к школе».
Методическую основу Программы составляет: положения детской психологии,
раскрывающие закономерности развития детей дошкольного
возраста, а так же положения, раскрывающие принципы, содержание и педагогические
условия воспитания детей старшего дошкольного возраста. Программа составлена с учетом
принципов дидактики, учитывающим уникальность дошкольного возраста детей.
Данные подходы предполагают принципы построения Программы в соответствии с
ФГОС ДО:
1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим
многообразием и неопределенностью, которые отражаются в самых разных аспектах жизни
человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых,
этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений,
мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях
Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными
условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая
мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения
ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то
9

же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми,
способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и
способов их выражения. Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает
разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование
разнообразия для обогащения образовательного процесса.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого
самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап
является подготовкой к последующей жизни.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных
норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с
другими людьми происходят в процессе сотрудничества с взрослыми и другими детьми,
направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в
изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и
детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на
достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности
ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению,
потребностям,
интересам.
Личностно-развивающее
взаимодействие
является
неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации,
условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное
участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в
реализации Программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный
вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса,
может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер
коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям
предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и
отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими
возможностями.
6. Сотрудничество детского сада с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей,
открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в
образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы.
Сотрудники детского сада должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать
проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает
разнообразные формы сотрудничества с семьей, как в содержательном плане, так и в
организационном плане.
7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны
здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей,
а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ
дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа
предполагает, что детский сад устанавливает партнерские отношения не только с семьями
детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению
10

социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям
(посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и
истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий,
праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей,
оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости
(центры семейного консультирования и др.).
8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение
образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации
образовательного
процесса.
А
также
появления индивидуальной траектории
развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью,
учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические
особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы
регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и
поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности
выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности,
самостоятельности и активности ребенка.
9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом
содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными
особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности
(игру, коммуникативную и познавательноисследовательскую деятельность, творческую
активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на
особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном
возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать
психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы,
особенности и склонности.
10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что
образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом
его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им
тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип
предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С.
Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых
возможностей ребенка.
11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В
соответствии
с
ФГОС
ДО
Программа
предполагает
всестороннее
социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое и
физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Содержание
образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими
областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям
развития детей раннего и дошкольного возраста.
12. Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного
положение детей, смена видов деятельности, рациональность сочетания коллективных и
индивидуальных форм и способов учебной работы).
1.5. Основные принципы реализации Программы:
11

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
развитие творческой деятельности;
развитие личностных компетенций;
поддержка и сохранение здоровья;
формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Принципы построения содержания подготовки к обучению:
учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
систематичность и последовательность;
вариантность и вариативность;
доступность и достаточность;
наглядность;
достоверность;
комплексность;
разнообразие игровых и творческих заданий;

многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая,
художественно-речевая, театрализованная).
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие
показатели:
1) мотивация на учебу;

2) развитие произвольности;
3) сформированность
наглядно-действенного

и

наглядно-образного

мышления;
4) развитие пространственных представлений;

5) умение фантазировать;
6) проявление самостоятельности.
1.6. Продолжительность реализации Программы.
Формы и режим занятий
Срок реализации Программы «К школе готов» - 1 год (с октября по апрель), всего 30 занятий в год.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности, 1 раз в неделю, во второй половине
дня, длительностью 30 минут.
Содержание Программы ориентировано на детскую группу в количестве от 10 до 15 человек.
Деятельность детей в рамках данной Программы соответствует требованиям действующих СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций».
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Основной этап (октябрь-апрель)
Основная часть направлена на:

− Развитие коммуникативных навыков;
12

− Развитие познавательных процессов;
− Развитие эмоциональной сферы.
В основной части занятия строятся в занимательной, игровой форме и с
использованием игр на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи.
Широко используются физкультурные паузы для улучшения координации движения,
осанки, работоспособности, графические диктанты для развития мелкой моторики рук и
пространственного воображения, тренировка глазомера.
Велика роль загадок в обучении детей. В занятиях использовались загадки как
введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и средством
эмоциональной разгрузки. Разгадывание загадок – отличная умственная гимнастика.
Отгадывание загадок развивает умственную активность, сообразительность, быстроту
реакций; способствует расширению знаний об окружающем мире.
Завершающий этап (май) включает в себя итоговую диагностику, по выявлению
психологической готовности детей к школе.
Также данный этап включает в себя консультирование педагогов
по вопросам
психолого - педагогической деятельности
для
дальнейшей
оптимизации
процесса адаптации
и социализации воспитанников к школе. Кроме
того,
проводится итоговое
родительское
собрание
«Результаты
диагностики
психологической готовности детей к школе». Данная консультация проводится в форме
«педагогической гостиной», где родителей знакомятся с результатами диагностики,
подводится итог работы, совместно с родителями выявляются положительные и
отрицательные стороны программы.
1.7. Планируемые результаты освоения Программы

− Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического
здоровья будущих первоклассников на начальном этапе адаптации к школе;

−
−
−
−
−

Формирование комфортной образовательной среды;

−
−
−
−
−
−
−
−

Развитие наблюдательности и коммуникативных способностей;

Снижение уровня тревожности и психической защиты у будущих первоклассников;
Эмоциональное благополучие ребенка;
Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;

Выработка стратегий индивидуального (личностно – ориентированного) подхода к
воспитанникам;
Развитие произвольного внимания;
Развитие зрительной, слухоречевой памяти;
Развитие тонкой и грубой моторики;
Активизация воображения;
Развитие способности логически мыслить;
Развитие пространственных представлений;
Развитие способности адекватно оценивать свою работу.

13

II. Содержательный раздел
2. 1. Календарно-тематический план
№ п/п

Тема занятия

Сроки проведения

1

Занятие 1. Знакомство, правила работы в
группе

1-я неделя октября

2

3

4

Занятие 2.
1. Игра – разминка «Фрукты»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Сесть-встать»
6. «Волшебные квадратики»
7. Упр. «Запоминай порядок»
8. Рефлексия
Занятие 3.
1. Игра – разминка «Фрукты»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Сесть-встать»
6. «Волшебные квадратики»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Рефлексия
Занятие 4.
1. Игра – разминка «Овощи»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Сесть-встать»
6. «Волшебные квадратики»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Рефлексия

Кол-во
часов
1

2- неделя октября

1

3-я неделя октября

1

4-я неделя октября

1

14

5

6

Занятие 5.
1. Игра – разминка «Овощи»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Нос-пол-потолок»
6. «Волшебные квадратики»
7. Игра «Путаница»
8. Рефлексия
Занятие 6.
1. Игра – разминка «Дикие
животные»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика

5-я неделя октября

1

1-я неделя ноября

1

4. Работа в тетрадях
5. Игра «Нос-пол-потолок»
6. «Волшебные квадратики»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Рефлексия
7

8

Занятие 7.
1. Игра – разминка «Дикие
животные»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Нос-пол-потолок»
6. «Волшебные квадратики»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Рефлексия

2-я неделя ноября

1

Занятие 8.
1. Игра – разминка «Домашние
животные»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Упр. «Выложи по образцу»
6. Игра «Совушка-сова»
7. Рефлексия

3-я неделя ноября

1

15

Занятие 9.
1. Игра – разминка «Домашние
животные»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Упр. «Выложи по образцу»
6. Игра «Совушка-сова»
7. Рефлексия

4-я неделя ноября

1

10

Занятие 10.
1. Игра-разминка «Птицы»
2. Игра «Летает-не летает»
3. Упр. «Найди предмет по
заданным признакам»
4. Работа в тетрадях
5. Пальчиковая гимнастика
6. Упр. «Найди недостающий
предмет»
7. Рефлексия

1-я неделя декабря

1

11.

Занятие 11.
1. Игра-разминка
2. Упр. «Слова на букву»
3. Корректурная проба
4. Пальчиковая гимнастика
5. Работа в тетрадях
6. Игра «Нос-пол-потолок»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Рефлексия
12 Занятие 12.
1. Игра-разминка «Цветы»
2. Корректурная проба
3. Игра «Какое что бывает»
4. Пальчиковая гимнастика
5. Игра «Бывает -не бывает»
6. Работа в тетрадях
7. Упр. «Геометрические фигуры»
8. Рефлексия

2-я неделя декабря

1

3-я неделя декабря

1

9

16

13 Занятие 13.
1. Игра-разминка «Цветы»
2. Корректурная проба
3. Упр. «Третий лишний»
4. Пальчиковая гимнастика
5. Игра «Сесть-встать»
6. Работа в тетрадях
7. Упр. «Геометрические фигуры»
8. Рефлексия
14 Занятие 14.
1. Игра-разминка «Транспорт»
2. Загадка
3. Корректурная проба
4. Пальчиковая гимнастика
5. Работа в тетрадях
6. Игра «Нос-пол-потолок»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Упр. «Геометрические фигуры»
9. Рефлексия
15 Занятие 15.
1. Игра-разминка «Транспорт»
2. Упр. «Отгадай предмет по
заданным признакам»
3. Корректурная проба
4. Пальчиковая гимнастика
5. Работа в тетрадях
6. Игра «Нос-пол-потолок»
7. Упр. «Выложи по образцу»

4-я неделя декабря

1

4-я неделя декабря

1

2-я неделя января

1

3-я неделя января

1

8. Упр. «Геометрические фигуры»
9. Рефлексия
16. Занятие 16.
1. «10 слов»
2. Упр. «Слова на букву»
3. Игра «Съедобное –не
съедобное»
4. Корректурная проба
5. Физ. минутка
6. Работа в тетрадях
7. Упр. «Найди девятое»
8. Упр. «Выложи по образцу»
9. Рефлексия

17

17. Занятие 17.
1. «10 слов»
2. Упр. «Слова на букву»
3. Игра «Съедобное –не
съедобное»
4. Корректурная проба
5. Физ. минутка
6. Работа в тетрадях
7. Упр. «Найди девятое»
8. Упр. «Таблицы внимания»
9. Рефлексия

4-я неделя января

1

18. Занятие 18.
1. «10 слов»
2. Упр. «Слова на букву»
3. Игра «Летает -не летает»
4. Корректурная проба
5. Игра «Слушай внимательно»
6. Работа в тетрадях
7. Пальчиковая гимнастика
8. Упр. «Найди все цифры»
9. Рефлексия

5-я неделя января

1

1-я неделя февраля

1

2-я неделя февраля

1

19. Занятие 19.
1. «10 слов»
2. Упр. «Слова на букву»
3. Игра «Летает -не летает»
4. Корректурная проба
5. Работа в тетрадях
6. Пальчиковая гимнастика
7. Графический диктант
8. Игра «Путаница»
9. Рефлексия
20 Занятие 20.
1. «10 картинок»
2. Игра «Для чего это нужно»
3. Корректурная проба
4. Работа в тетрадях
5. Пальчиковая гимнастика
6. Графический диктант
7. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»
8. Рефлексия

18

21 Занятие 21
1. «10 картинок»
2. Игра «Для чего это нужно»
3. Корректурная проба
4. Работа в тетрадях
5. Пальчиковая гимнастика
6. Графический диктант
7. Игра «Отгадай, что это»
8. Рефлексия
22 Занятие 22.
1. Упр. «Запомни точно»
2. Корректурная проба
3. Упр. Для коррекции зрения
4. Работа в тетрадях
5. Пальчиковая гимнастика
6. Графический диктант
7. Физ. минутка
8. Игра «Слушай хлопки»
9. Рефлексия
23 Занятие 23
1. Упр. «Запомни точно»
2. Упр. «Ритм»
3. Корректурная проба
4. Упр. Для коррекции зрения
5. Работа в тетрадях
6. Пальчиковая гимнастика
7. Графический диктант
8. Физ. минутка
9. Игра «Отгадай, что это»
10. Рефлексия
24 Занятие 24.
1. Упр. «Запомни точно»
2. Упр. «Ритм»
3. Корректурная проба
4. Физ. минутка «Четыре стихии»

3-я неделя февраля

1

4-я неделя февраля

1

1-я неделя марта

1

2-я неделя марта

1

19

5. Работа в тетрадях
6. Пальчиковая гимнастика
7. Графический диктант
8. упр. «Продолжи ряд, начатый
художником»
9. Игра «Кто знает, пусть дальше
считает»
10. Рефлексия
25 Занятие 25.
1. Упр. «Запомни точно»
2. Корректурная проба
3. Игра «Кто знает, пусть дальше
считает»
4. Графический диктант
5. Физ. минутка «Четыре стихии»
6. Упр. «Найди такую же
картинку»
7. Игра «Кричалки-шепталкимолчалки»
8. Рефлексия
26 Занятие 26.
1. Упр. «Запомни точно»
2. Корректурная проба
3. Игра «Кто знает, пусть дальше
считает»
4. Графический диктант
5. Физ. минутка «Четыре стихии»
6. Упр. «Найди тень»
7. Игра «Кричалки-шепталкимолчалки»
8. Рефлексия

3-я неделя марта

27. Занятие 27.
1. Игра «Слушай внимательно»
2. Игра «Что изменилось»
3. Сказка о внимательном
Иванушке
4. Корректурная проба
5. Физ. минутка «Четыре стихии»
6. Подвижная игра по желанию детей
7. Рефлексия

1-я неделя апреля

1

4-я неделя марта

1

20

28 Занятие 28.
1. «10 слов»
2.Упр. «Слова на букву»
3. Игра «Съедобное –не
съедобное»
4. Корректурная проба
5. Физ. минутка
6. Работа в тетрадях
7. Упр. «Найди девятое»
8. Упр. «Таблицы внимания»
9. Рефлексия
29 Занятие 29.
1. «10 слов»
2. Упр. «Слова на букву»
3. Игра «Летает -не летает»
4. Корректурная проба
5. Игра «Слушай внимательно»
6. Работа в тетрадях
7. Пальчиковая гимнастика
8. Упр. «Найди все цифры»
9. Рефлексия
30 Итоговое занятие

2-я неделя апреля

1

3-я неделя апреля

1

4-я неделя апреля

1

Итого:

30

2.2. Структура и содержание Программы
Предлагаемая Программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом
индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:

− групповые («Слова на букву»);
− индивидуальные («Выложи по образцу», «Работа в тетрадях»)
Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных
процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической
зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.
Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия
строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме,
работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.
Для формирования положительного отношения к школе в программе используются
следующие упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на букву».
Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно»,
«Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд»,
«Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой
моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и
мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к
отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.
21

Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации,
детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях
без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно
общаться, налаживать дружеские взаимоотношения,
в
программе
используются
следующие упражнения:
«Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек».
3.2. Структура занятий
Руководство группой осуществляет педагог-психолог.
Количество занятий: 30
Режим организации занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Длительность занятия: 30 минут
Помещение: кабинет психолога или групповая комната.
Структура занятия

• Ритуал начала занятия со школьного звонка на урок.
• Групповая работа:
– развитие мелкой моторики;
– развитие мышления;
– развитие речи;
– развитие памяти;
– развитие внимания
• Физкультминутки (снятие эмоционального напряжения, релаксация).
• Индивидуальная работа в тетрадях.
• Графический диктант.
• Ритуал прощания.
Вначале даются игры и упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры,
прописывание узоров, а затем букв в тетради. Далее идут игры и упражнения на развитие
познавательных процессов.
В заключительной части каждого игрового занятия проводится церемония прощания
– рефлексия. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так и
отрицательных эмоций объединяет детей, порождает у них желание поддерживать друг
друга.
1. «Развитие мелкой моторики»
Развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть
руки необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие
тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.
Задачи:
• Подготовить руку к овладению безотрывным письмом (развивать тонкую
моторику пальцев руки и мышцы кисти);
• Научить
детей ориентироваться
в пространственных
категориях:
право-лево, вверх-низ;
• Упражнять в написании печатного шрифта.
1. «Развитие мышления»
Мышление ребенка в возрасте 6-7 находится «в плену» его житейского опыта: он не
22

может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить
подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтез различных признаков в
целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.
Задачи:
• Содействовать развитию наглядно-образного мышления;
• Развивать сообразительность, любознательность;
• Развивать мыслительные операции;
• Развивать логическое мышление;
• Учить выделять существенные признаки.
2. «Развитие речи»
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель
памяти, информации, средство самопознания и т.д.
Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие
компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи
дошкольника, становление языковой системы которого еще не закончено, то понимаем под
этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.
Задачи:
• Расширять и активизировать словарный запас;
• Пополнять запас знаний и сведений;
• Развивать воображение, фантазию;
• Побуждать детей задавать вопросы на интересующие их темы.
3. «Развитие памяти»
Психолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все
виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга.
Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако
извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного
мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую
деятельность.
Задачи:
• Развивать непроизвольную и произвольную память;
• Развить зрительную и слуховую память.
2. «Развитие внимания»
Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в
школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес.
Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания
должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему
придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием.
Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания,
которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема,
концентрации, распределения, переключения, устойчивости).
Задачи:
• Развивать сенсорное внимание:
• Развивать слуховое внимание;
• Развивать моторно-двигательное внимание.
3. «Содействие становлению учебной мотивации»
Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению –
произвольность поведения и деятельности, т.е. возникновение у ребенка потребностей и
23

мотивов такой структуры, при которой он становится способным подчинять
свои
непосредственные
импульсивные
желания
сознательно
поставленным целям.
Задачи:
• Развивать познавательные мотивы учения (пробуждать у ребенка
познавательный интерес; расширять кругозор детей)
• Содействовать
формированию
мотива
достижения
по
типу
«стремление к успеху» (уважительно и внимательно относиться к потребностям и
достижениям ребенка; эмоционально поощрять успехи ребенка и попытки
овладеть чем-то новым)
• Способствовать формированию социальных мотивов учения (способствовать
формированию у детей положительного образа школы и положительного образа
ученика; создавать у детей установку, что пока они маленькие, они не ходят в
школу, а в школу принимают только тех детей, кто становится постарше и хочет
серьезно учиться, как взрослые).
7. «Снятие эмоционального напряжения»
На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и
эмоционального напряжения. В этой части занятия дети могут поделиться тем, что им
понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за
проделанную работу.

24

III Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение Программы
Методы, в основе которых р е а л и з у е т с я форма организации деятельности детей
на занятиях:

− фронтальный метод: одновременная работа со всеми детьми,
− индивидуально – фронтальный метод: чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы,

− групповой метод: организация работы в группах, в парах;
− индивидуальный метод: индивидуальное выполнение заданий, решение
проблемных задач, ситуаций.
Приемы обучения:

− показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением,
выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

− инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
− пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
− вопросы к детям.
Образовательные технологии: репродуктивные, проблемные, ИКТ, интерактивные,
личностно-ориентированные.
Формы организации занятий: игры и продуктивная деятельность, творческая
деятельность, конструирование, моделирование, индивидуальная работа, работа в группах,
парах.
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Требования к специалистам, реализующим программу:

− высшее педагогическое образование;
− профессиональная готовность к реализации мероприятий, включенных в Программу.
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации данной
программы, включает:

− описанные

ниже

структуру

и содержание

программы;

- конспекты

занятий;

− дополнительные материалы к занятиям: литература, дидактические и наглядные
пособия;

− диагностические материалы;
Для эффективной реализации Программ предъявляются следующие требования к
материально-технической оснащенности
ДОО:
мультимедийное
оборудование:

− видеокамера или фотоаппарат с функциями фото и видеосъёмки для
накопления материала с занятий;

− Компьютер;
− Принтер;
− Ламинатор;
25

− музыкальные

инструменты:

бубен,

колокольчики,

бубенчики,

металлофон;

− канцелярские принадлежности на каждого ребенка.
Список используемой литературы:

1. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для
психолога и воспитателя / авт. -сост. Е Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.-79 с.

2. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. Спб. : Питер, 2004.-205с.
3. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками / авт. -сост. М.
Р. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 136 с.
4. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. - М. : ТЦ Сфера, 2007.-128с.
5. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт. сост. Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2007.-130с.
6. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и
педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.- 224с.
7. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.
: Книголюб, 2009. – 48 с.
8. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Спб. : Валери СПД; М. : ТЦ
Сфера, 2002, - 112с.
9. Алиева Т. И., Трифонова Т. В. «Истоки»: система оценки результатов освоения
программы. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. №5. С.
10-15.
10. Бурлакова И. А. ФГТ к психолого-педагогическому обеспечению. // Справочник
педагога-психолога. 2012. № 2. С. 4-10.
11. Галета Я. Модель выпускника. Предпосылки формирования универсальных учебных
действий в ДОУ. // Школьный психолог. 2011.
№16. С. 24-28.
12. Гуткина Н. И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и
подготовки их к школе. // Психолог в детском саду. 2007. №4. С. 47-65.
13. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. –
СПб: Питер, 2004. – 208 с.
14. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие / О. Л. Зверева, Т. В.
Кротова. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 128 с.
15. Карпекина Т. В., Макарьева О. Ю. Условия успешной адаптации первоклассников
(круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным образовательным
учреждением. 2008. №1. С. 29-35.
16. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 32 с.
17. Нижегородцева Н. В., Шадрикова В. Д. Психолого-педагогическая готовность
ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.
: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
18. Родительские собрания: подготовительная группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. - М. :
ВАКО, 2008. - 336 с.

26

Приложение 1

27

Приложение 2

28

Приложение 3

Фамилия, имя ребенка

Дата

краопнеладврмнитпалмшпреажвьсьтиалсоадкоеьмиипоалвшк
оарелдпдрагмтпобсоацныесщмлвдкжеатмовлыдкоансгетпимо
алвдыючтсимоаленаопдвьсбалмьпоетаовлыщспаткбелпомгмр
анепарвоыдчьстмииатплмьосочуюкшармоалпоедагвоаткраст
восьалпьидпьалкгпненисовлаоарпнкгераоплрдьсимиаперанго
краопнеладврмнитпалмшпреажвьсьтиалсоадкоеьмиипоалвшк
оарелдпдрагмтпобсоацныесщмлвдкжеатмовлыдкоансгетпимо
алвдыючтсимоаленаопдвьсбалмьпоетаовлыщспаткбелпомгмр
анепарвоыдчьстмииатплмьосочуюкшармоалпоедагвоаткраст
восьалпьидпьалкгпненисовлаоарпнкгераоплрдьсимиаперанго
пгкарвлаогмолавсоаетмоалпдобмоапмнкраопнеладврмнитпал
мшпреажвьсьтиалсоадкоеьмиипоалвшкоарелдпдрагмтпобсоа
цныесщмлвдкжеатмовлыдкоансгетпимоалвдыючтсимоаленао
пдвьсбалмьпоетаовлыщспаткбелпомгмранепарвоыдчьстмииа
тплмьосочуюкшармоалпоедагвоаткраствосьалпьидпьалкгпне
нисовлаоарпнкгераоплрдьсимиаперангопгкарвлаогмолавсоае
краопнеладврмнитпалмшпреажвьсьтиалсоадкоеьмиипоалвшк
оарелдпдрагмтпобсоацныесщмлвдкжеатмовлыдкоансгетпимо
алвдыючтсимоаленаопдвьсбалмьпоетаовлыщспаткбелпомгмр
анепарвоыдчьстмииатплмьосочуюкшармоалпоедагвоаткраст
восьалпьидпьалкгпненисовлаоарпнкгераоплрдьсимиаперанго
краопнеладврмнитпалмшпреажвьсьтиалсоадкоеьмиипоалвшк
оарелдпдрагмтпобсоацныесщмлвдкжеатмовлыдкоансгетпимо
алвдыючтсимоаленаопдвьсбалмьпоетаовлыщспаткбелпомгмр
анепарвоыдчьстмииатплмьосочуюкшармоалпоедагвоаткраст
восьалпьидпьалкгпненисовлаоарпнкгераоплрдьсимиаперанго

29

Приложение 4

30

Приложение 5

31

Приложение 6

32

Приложение 6

33

Приложение 6

34

35

Приложение 6

36

Приложение 7

37

Приложение 8

38

Приложение 9

39

Приложение 10

40

Приложение 11

41

42

Приложение 12
Продолжите ряд, начатый художником.

Найдите закономерность и продолжите ряд. Попробуйте придумать аналогичные
задачи самостоятельно.

43

В этом рисунке художник тоже пропустил несколько фигур. Определите эти фигуры и нарисуйте их.

Что должно быть вместо точек? Нарисуйте.

44

Нарисуйте фигуру вместо точек.

45

Определите логическую связь в расположении изображений.

Подумайте и нарисуйте то, что должно быть вместо точек.

46

Найдите закономерность в расположении фигур.

Определите, какую фигуру нужно нарисовать в конце каждого ряда.

47

Приложение 12

48

Приложение 13

49

Приложение 13

50

Приложение 13

51

Приложение 13

52

Приложение 13

53

Приложение 13

54

Приложение 13

55

Приложение 13

56

Приложение 13

57

Приложение 13

58

Приложение 13

59

Приложение 13

60

Приложение 13

61

Приложение 13

62

Приложение 13

63

Приложение 13

64

Приложение 14

65

Приложение 14

66

Приложение 15

67

68

Приложение 15

69

Приложение 16

70

Приложение 16

71

Приложение 17
Сказка о внимательном Иванушке
Как-то вечером, когда Юля уже лежала в своей кровати, а папа сидел за столом и
обдумывал научную статью, она попросила:
— Папа, расскажи мне что-нибудь о внимании.
Папа поднял голову от стола, улыбнулся ей и пересел на край Юлиной кроватки.
— Хорошо. Тебе будет интереснее, если это будет сказка?
— Конечно!
— Ну тогда слушай. Как обычно сказка начинается?
— В некотором царстве, в некотором государстве… — подсказала Юля.
— Хорошо. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три брата: старший
— Василий, средний — Петр и младший братец — Иванушка. И была у них еще сестрица...
— Аленушка! — радостно воскликнула Юля.
— Пусть будет Аленушка. Отправилась как-то Аленушка в лес по грибы, по ягоды. А злая
Баба Яга схватила ее и утащила в свою избушку на курьих ножках, в черную дремучую
чащу, в самую глухомань. Ждали Аленушку братья - не дождались и пошли на поиски.
Выходят они на полянку и видят: на пеньке заяц сидит. Братья за луки схватились, а
Иванушка их останавливает:
«Подождите, братцы любезные, посмотрите внимательно — глаза-то у зайца оранжевые. Не
простой это заяц, заколдованный. Авось, поможет он нашу сестрицу сыскать».
Заяц прыг с пенька — и в лес, а братья за ним. Быстро скачет косой, но и братья не лыком
шиты. бегать умеют. Но устали они наконец, и умчался от них заяц. Отдохнули немного
братья, стали следы длинноухого искать. Но не простая оказалась эта задача. «Нет, —
говорит старший брат Василий. — Ничего не получается. Не видно заячьих следов!» — «А
ты, Вася, внимательно присматривайся,— отвечает Иван. — Тут травка примята, здесь
веточка у куста обломана, а там и отпечаток на сырой земле — вот они заячьи следы».
Пошли братья вслед за Иванушкой по следам и скоро нашли зайца с оранжевыми глазами.
Опять бросились они в погоню. Почувствовала Баба Яга, что кто-то преследует ее
волшебного зайца и начала колдовать. Смотрят братья: вместо одного косого из-за куста три
зайца выпрыгнули и кинулись в разные стороны.
«Хитришь — не выйдет! — кричит Иванушка. — За двумя зайцами погонишься
— ни одного не поймаешь, а уж за тремя — и подавно. Один только из них настоящий.
Глядите внимательно, братушки! Тот, что на восток побежал, почти весь белый, — не наш,
тот, что на запад, слишком темный,— тоже не тот, а наш-то — вот он, на север
улепетывает!» И снова устремились братья за зайцем. Видит Баба Яга, не сумела обмануть
Иванушку, и снова колдовство затеяла.

72

Бегут братья и слышат — дивная песня над лугом разносится. Прекрасные девушки
хоровод водят. Петр загляделся на их красоту, свернул с пути и к лугу подался. «Не
отвлекайся, Петр!— кричит Иванушка. — Смотри за зайцем внимательно». Но не слушает
его Петр, к лугу бежит. Добежал, а никаких девушек и нет, растаяли под солнечными лучами
— наваждение одно. Повернул он назад, а братьев и след простыл. Где же их искать?
А Иванушка со старшим братом тем временем дальше бегут. Вот-вот настигнут зайца с
оранжевыми глазами. А Баба Яга опять колдует. Налетела гроза ужасная. Гром загрохотал,
молнии засверкали, ливень обрушился на братьев. Василий от каждого удара грома
приседает, крестится, больше следит за тем, чтоб в лужу не ступить, а за зайцем и следить-то
некогда. «Все внимание — на зайца! — говорит ему Иванушка. — Неспроста эта непогода.
Отвлечь нас хотят!» Да Василий уже не может за зайцем следить, от дождя прячется. Так и
отстал он от Иванушки. Но тот не сдается. Наконец упал заяц, обессиленный, тут его
Иванушка и схватил. В ту же минуту очутился он перед избушкой Бабы Яги. Огляделся
внимательно вокруг и заметил у крыльца ленточку красную - узнал он Аленушкину
ленточку, из косы оброненную.
«Ага! — думает Иванушка. — Вот где сестрица наша!»
— Ну-ка, избушка, — скомандовал Иванушка,— поворачивайся к лесу задом, а ко мне
передом!
Кряхтя, переваливаясь с боку на бок, повернулась избушка на курьих ножках. Взобрался
Иван на крыльцо и зашел в избу. Вскинул лук с каленой стрелой и говорит Бабе Яге:
— А ну, старая ведьма, освобождай мою сестрицу Аленушку, а не то задам я тебе перцу!
— Да что ты, голубок, не видела я твоей сестрицы, — отвечает старуха. Оглядел Иван
внимательно избу и видит: стоит в углу большущий сундук,
запертый на замок, а из-под крышки кончик платья виднеется. Подошел Иванушка к
сундуку, сбил замок, отбросил крышку, и выбралась из сундука сестрица его Аленушка.
Видит Баба Яга: дело ее плохо. Испугалась ведьма, прыгнула в ступу и вылетела в печную
трубу. Иванушка с Аленушкой на лужайку перед избушкой выбежали. Здесь их уже Василий
с Петром ждут. Смотрят они в небо: летит Баба Яга в ступе, виляет из стороны в сторону,
потом зацепилась за верхушку сосны и прямо в колючие кусты свалилась.
— Она метлу с собой не взяла, — сказал Иванушка. — Полетела без рулевого управления.
Это все из-за невнимательности.

73


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».