Грамотный подбор компьютерных игр для дошкольников
09.07.2025
Грамотный подбор компьютерных игр для дошкольников
поможет в дальнейшем оградить детей от интернет-зависимости
Загородняя И.И.
педагог-психолог
Родителям дошкольников следует уделять больше времени грамотному подбору
компьютерных игр для детей, главной целью которых является всестороннее
развитие ребенка. При этом традиционные игры не должны заменяться цифровыми. О
том, как правильно выбрать для ребенка компьютерную игру и как использовать
интерес детей к гаджетам, рассказала в эфире онлайн-программы «Образовательная
среда» доцент кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и
психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ)
Татьяна Калинина.
«Наряду с традиционными
играми и игрушками цифровые игры заняли наиболее прочную позицию в детской
деятельности. Но надо понимать, что традиционную игру недопустимо заменять
цифровой. Компьютерные игры должны присутствовать в жизни ребенка, но в
небольшом количестве, как дополнительный инструмент развития, который в то же время
имеет ряд преимуществ», – отметила Татьяна Калинина.
Доцент МПГУ сообщила, что цифровые игры обладают мощным эффектом погружения
за счет одновременного воздействия на разные органы чувств. Комбинируются
визуальные, аудио- и текстовые форматы, которые объединены еще и сюжетной
линией, привлекательной для ребенка. Цифровое пространство не только погружает
в происходящее, но и предлагает стать полноценным участником событий. Более
того, особенность данного формата – многовариантность сюжета, в рамках которого
каждый участник своим выбором может влиять на развитие сюжетной линии. А
значит, присутствует интерактивность, взаимодействие игрока с компьютерной
программой. Все эти преимущества, конечно, привлекают и побуждают ребенка к
цифровой активности.
Татьяна Калинина подчеркнула, что в современном мире, где цифровые
технологии играют все большую роль в жизни человека, цифровая среда должна
нести пользу для ребенка. Поэтому важно выбрать ту компьютерную игру для
дошкольника, которая бы его развивала.
Доцент МПГУ рассказала, что игра, прежде всего, должна соответствовать
возрасту ребенка. В соответствии с российским законодательством цифровая
продукция имеет возрастную маркировку, поэтому родителям следует проверить ее
наличие. Затем нужно понять направленность цифровой игры. Она должна быть не
развлекательной, а развивающей. Поэтому перед покупкой надо прочитать
сопроводительную аннотацию, ознакомиться с отзывами об этой игре. Чтобы понять,
подходит ли игра для ребенка дошкольного возраста, родители обязательно должны
сами протестировать игру, потратив 10–15 минут своего времени.
«Во время игры нужно
определить: кто кому отвечает. Либо компьютер «диктует» условия игроку, либо
возникает гибкое взаимодействие между ними, когда у участника игры есть много
вариантов выбора и решения задач. В первом случае ребенок поставлен в жесткие
рамки: для достижения цели важна быстрота реакции; наблюдается влияние времени
ответа на результат; четкая лабиринтная или вопросно-ответная модель построения
игры, а также минимальная степень интерактивности для ребенка… Это так
называемая развлекательная игра. В этом случае интеллектуальная активность
играющего резко падает, так как инициатива принадлежит компьютеру. Развивающие
игры подразумевают гибкое взаимодействие между игроком и игрой, максимальную
степень интерактивности; учет стремления детей к экспериментированию
(относительная свобода в постановке задачи, многовариантность возможных
решений); большой выбор инструментальных средств для решения игровой задачи;
направленность на творческое развитие. В этом случае интеллектуальная
активность повышается за счет ведущей роли играющего», – подчеркнула Татьяна
Калинина.
Доцент МПГУ считает, если ребенок постоянно использует развлекательные
игры, у него может развиться склонность к азартным играм. Кроме того, есть
угроза возникновения одной из интернет-зависимости – кибераддикции (зависимость
от компьютерных игр), которая проявляется в более позднем возрасте и довольно
сложно поддается коррекции. Но зарождаться она может как раз в дошкольном
возрасте.
Компьютерной зависимости
способствуют отказ взрослых уделять внимание грамотному подбору игр, которые
направлены на развитие ребенка, а также бесконтрольный доступ к
интернет-пространству, где дети смотрят рекламу, скачивают беспрепятственно
игры, которые им предлагаются в открытом доступе.
«В противовес
развлекательным развивающие игры позволяют ребенку проявить собственную
инициативу: на уровне нахождения (поиска, а затем и изобретения) новых способов
достижения цели (решение игровой задачи); на уровне самостоятельной
инициативной постановки игровой задачи на основе имеющихся в распоряжении
ребенка компьютерных программных средств. Это игры открытого типа. Они отвечают
задачам творческого развития личности ребенка, его интеллектуальной активности»,
– пояснила Татьяна Калинина.
Специалист в области геймификации добавила, что сейчас, по мнению ученых, дети уже рождаются с интуитивным владением гаджетами. Им не надо говорить, куда и на какую кнопку нажать, малыши в этом разбираются сами. И если совсем маленький ребенок часто берет в руки гаджеты, проявляя стойкую заинтересованность, то этот интерес можно перевести на продуктивный образовательный уровень. Ведь в современном мире многие профессии связаны с цифровыми технологиями.