СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел
3
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Актуальность Программы
3
1.3.
Новизна Программы
4
1.4.
Цель и задачи Программы
4
1.5.
Принципы и подходы к формированию Программы
5
1.6.
Возрастная направленность Программы
6
1.
Продолжительность реализации Программы. Формы и режим
занятий
1.9. Формы сотрудничества с родителями в рамках реализации
Программы
1.10. Планируемые результаты освоения Программы и способы
определения их результативности
2.
Содержательный раздел
1.7.
7
7
8
9
2.1
Учебно-тематический план
9
2.2.
Содержание изучаемого курса
9
3.
Организационный раздел
11
3.1
Методическое обеспечение Программы
11
Список литературы
11
2
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа
туристско- краеведческой направленности «Мой родной Краснотурьинск»
(далее – Программа) предполагает изучение малой родины детьми
старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это
период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру
культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных
отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов,
миром природы и собственным внутренним миром. Неповторимые
особенности физического, психического, социально-личностного развития
проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности
детей. Познание мира ребенком осуществляется эмоциональнопрактическим путем, он пользуется различными предметами – и обследует
их форму, цвет, величину, радуется ярким краскам природы – и начинает
постигать многообразие природных объектов.
Актуальность Программы выражается в том, что изменения
последних лет в социально- экономической жизни страны и в
общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что
устоялось, не искажено временем, имеет ценность не для одного, а для
десятков поколений людей. Эти ценности можно найти в краеведческих
знаниях, в лучших традициях прошлого, в своем народе, его культуре,
природе. В е д ь краеведение - это историческая память. Это память ныне
живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины.
Задача современного поколения - сохранить и передать эту память тем, кто
будет жить после нас на родной земле.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является
приоритетной задачей общества, а в современных условиях проблема
патриотического и духовно-нравственного воспитания детей выходит на
первый план. Способствовать формированию у подрастающего поколения
чувства патриотизма, прививать любовь к своей малой родине необходимо
с детского сада. Патриотическое воспитание через систему краеведческой
работы позволяет понять прошлое и настоящее, сохранить все ценное в
историко-культурном наследии своей малой родины.
Программа направлена на популяризацию краеведческих знаний и
является средством для расширения кругозора воспитанников,
формирование патриотизма через приобщение детей к изучению истории
города Краснотурьинска и Урала, культуры и традиций малой родины,
народов, проживающих в нем.
3
1.3. Новизна Программы
Особенностью данной Программы является то, что обучающиеся на
занятиях знакомятся с историей малой родины, культурой и этнографией в
процессе исследовательской, творческой деятельности.
Программа предполагает углубление знаний в области краеведения,
экологии, истории. Данная Программа учитывает возрастные,
психологические особенности детей.
1.4. Цель и задачи программы
Цель
Программы:
развитие
познавательной
активности
обучающихся, создание условий для формирования творческого развития
личности, экологической культуры, патриотизма в процессе краеведческой
деятельности.
Задачи:
- формировать знания об истории родного края;
- знакомить с различными формами и методами поисковоисследовательской деятельности, способствовать освоению и развитию
навыков самостоятельного научного поиска;
- развивать познавательный интерес и любознательность к изучению
истории культуры родного края
- способствовать формированию и развитию творческих,
коммуникативных способностей, умение взаимодействовать в коллективе;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
- воспитывать у обучающихся уважительное отношение к историко–
культурным традициям.
Отличительные
особенности
данной
дополнительной
общеобразовательной
Программы
от
уже
существующих
дополнительных образовательных программ
Программа предусматривает теоретический и практический
материал, который раскрывается на примерах своей малой родины.
Изучение родного края имеет огромное познавательное и воспитательное
значение,
способствует
формированию
личности,
воспитанию
воспитанников в духе патриотизма, направлен на изучение истории своего
города и района, географического положения района, истории его
образования и развития, этнографии, культуры. Местные события
изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее,
будущее, что способствует положительной мотивации к занятиям.
1.5. Принципы и подходы к формированию Программы
4
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению детей
старшего дошкольного возраста с родным городом учитываются следующие
принципы:
историзма - реализуется путем сохранения хронологического порядка
описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое
(давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено
несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не
могут представить историческую прямую времени, определить свое место на
ней и проследить удаленность тех или иных событий;
гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию
ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции,
видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на
высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю,
Отечеству; дифференциации - заключается в создании оптимальных условий
для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном
городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта,
особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др;
интегративности - реализуется в сотрудничестве с семьей,
библиотекой, музеем. Содержание краеведческого материала определяется с
учетом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов
деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями
города. Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор
создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как
важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений
и становления индивидуальности;
постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно
значимого (дом, семья, детский сад), к менее близкому – культурно
историческим фактам.
Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре,
природе родного края: дети сами выбирают деятельность в которой они
хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об
увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов,
изготовление поделок, благоустройство и охрана окружающей природы).
1.6. Возрастная направленность Программы
Возраст (5 – 6 лет) характеризуется как период существенных
изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания
организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование
опорно- двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие
мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной
нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так
5
же развитие познавательных и мыслительных психических процессов:
внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Развитие внимания. Если на протяжении дошкольного детства
преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу
дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание.
Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных
предметах и объектах.
Развитие памяти. В 5–6 лет у детей увеличивается объем памяти, что
позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать
достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно
ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом
простейший механический способ запоминания повторение. Девочек
отличает больший объем и устойчивость памяти.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого
уровня достигает развитие наглядно- образного мышления и начинает
развиваться логическое мышление, что способствует формированию
способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов
окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения,
классификации.
Развитие воображения. Идет развитие творческого воображения, этому
способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и
конкретность представляемых образов и впечатлений. В сфере развития речи
к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и
развивается способность использовать в активной речи различные сложно
грамматические конструкции.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу
дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 5
– 6 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания
успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога,
одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать
себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском
коллективе сверстников.
Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и
возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего
новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 5 – 6
летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я
должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к
концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В
результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на
протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не
6
может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность
выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в
общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию
новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из
важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития
детей 5 – 6 летнего возраста. Успешность обучения во многом зависит от
степени подготовленности ребенка к школе.
1.7. Продолжительность реализации Программы,
формы и режим занятий
С января 2025 г. по май 2025 г.
Режим занятий.
Продолжительность занятия – 30 минут
2 занятия в месяц:
Мониторинг образовательной деятельности: 2 раза в год
(вводный – в январе, итоговый – в мае).
1.8. Формы организации образовательной деятельности
Основная форма организации обучения – занятие в игровой
форме, в рамках которого применяются различные формы деятельности:
направленный рассказ, беседа, практическая работа, экскурсии в музеи. На
занятиях
дети
занимаются
исследовательской
и
творческой
деятельностью.
Исследовательская деятельность является основой данной
программы, так как она является ведущим видом деятельности для
дошкольников. Творческая деятельность детей направлена на организацию
образовательных событий.
В ходе обучения дети принимают участие в образовательных
событиях: выставках, фестивалях, конкурсах. Организуются виртуальные
образовательные экскурсии в музей, где воспитанники изучают
этнографический материал, знакомятся историей своей малой родины.
1.9. Планируемые результаты освоения Программы и способы
определения их результативности
Планируемые результаты на этапе завершения дошкольного
образования:
- воспитанники обладают начальными представлениями о природном и
социальном мире города Краснотурьинска и Урала;
- проявляют интерес к событиям настоящего и прошлого города края;
7
- хорошо ориентируются не только в ближайшем к детскому саду и
дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного города, знает и
стремится выполнять правила поведения в городе;
- проявляют интерес к представителям разных этносов своего города, к
знакомству с их культурой, традициями;
- проявляют интерес к родословной семьи, имеет представления о
семейных и родственных связях, правилах общения, значимых событиях,
традициях;
- проявляют инициативу в социально значимых делах: участвует в
социальных и экологических акциях, праздничных событиях традиционных
для семьи, города, страны (в подготовке концерта для ветеранов войны,
посадка деревьев, распространение поздравительных открыток и др.);
- отражают свои впечатления об особенностях города, края в
предпочитаемой деятельности: воплощает образы в играх, разворачивает
сюжет, изображает, участвует в театральных постановках, оформлении
выставок;
самостоятельно
могут
рассказать
о
городе
(его
достопримечательностях, природных особенностях, памятных местах,
выдающихся людях);
- с удовольствием включаются в проектную деятельность, детское
коллекционирование, музейные выставки, связанные с познанием малой
родины;
- бережно относятся к родной природе, результатам труда других
людей.
Оценка индивидуального развития детей по формированию навыков
краеведческой культуры осуществляться через: анализ детской деятельности
(рассказы о городе, творческие работы, образовательные события, участие в
социально значимых событиях города, сюжетно-ролевые игры с
общественной тематикой, дидактические игры). А так же наблюдение за
поведением и общением детей (положительная направленность поведения,
проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и
общественных местах).
8
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
№
п/п
1
Тема занятия
Сроки проведения
Занятие 1. История возникновения города
Краснотурьинска
3-я неделя января
Кол-во
часов
1
5-неделя января
1
Занятие 3. Герб и флаг города Краснотурьинска
2-я неделя февраля
1
4
Занятие 4. Чем богат наш край
4-я неделя февраля
1
5
Занятие 5. Известные земляки
2-я неделя марта
1
6
Занятие 6. Улицы родного города
4-я неделя марта
1
7
Занятие 7. Достопримечательности города
Краснотурьинска
Занятие 8. Достопримечательности города
Краснотурьинска
Занятие 9. Краснотурьинск в годы Великой
Отечественной Войны
Занятие 10. Итоговое занятие. Квиз-игра
«Мой Краснотурьинск»
2-я неделя апреля
1
4-я неделя апреля
1
3-я неделя мая
1
5-я неделя мая
1
2
Занятие 2. История названия города. Почему
Краснотурьинск получил такое название?
3
8
9
10
Итого:
10
2.2. Содержание изучаемого курса
Занятие № 1 «История возникновения города Краснотурьинск». Основные
понятия: Турьинские Рудники, Максим Походяшин, Богословский
алюминиевый завод. Экскурсия в музей.
Занятие № 2: «История названия города. Почему Краснотурьинск получил
такое название?». Основные понятия: река Турья, Поповск, Серов, Карпинск.
Занятие № 3: «Герб и флаг Краснотурьинска». Основные понятия: серебряная
летящая стрела, бурундук, червленый и лазоревый цвет, золотая башенная
корона, белая волнистая полоса.
9
Занятие № 4: «Чем богат наш край». Основные понятия: железная руда,
алюминий, золото, серебро, платина.
Занятие № 5: «Известные земляки». Основные понятия: Александр
Степанович Попов, Александр Петрович Карпинский, Ефграф Степанович
Фёдоров, Анатолий Константинович Серов.
Занятие № 6: «Улицы родного города». Основные понятия: улица Попова
(Телефонная), улица Ленина (Сталина), улица Микова (Сарайная), улица
Чклова (Макарская).
Занятие № 7: «Достопримечательности родного города». Основные понятия:
Дом-музей А.С. Попова, Краеведческий музей, Геологический музей.
Занятие № 8: «Достопримечательности родного города». Основные понятия:
Памятник ВОВ, Набережная, Памятный знак «Горнозаводчику М.М.
Походяшину».
Занятие № 9: «Краснотурьинск во время ВОВ». Основные понятия: БАЗ,
Михаил Николаевич Мещерягин, Афанасий Филлипович Петрик, Махматин
Галентинович Гайнутдинов.
Занятие № 10: «Итоговое занятие Квиз-игра «Мой Краснотурьинск»
10
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение Программы
Методическое обеспечение включает в себя:
- календарно- тематических план;
- карточки-задания по теме Программы;
- дидактический материал;
- разработанные наглядные материалы;
- набор презентаций, фотографий;
- карта города Краснотурьинск;
- задания творческого и исследовательского характера;
- телевизор.
Процесс достижения поставленных целей и задач Программы
осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога, а так же
сетевого взаимодействия (музеи, библиотека). При этом реализуются
различные методы осуществления целостного педагогического процесса.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Наследники Икара: Каменск-Уральский, Североуральск, Краснотурьинск,
Михайловск: культурно-исторические очерки / Нина Буйносова, Сергей
Казанцев, Борис Путилин, Михаил Петров. – Екатеринбург: (Урал: история в
ликах городов).
2. Воронов Г. И. Краснотурьинск / Г. И. Воронов, Г. М. Каёта. – Свердловск:
Средне-Уральское книжное издательство, 1978.
3. Вульф, Г. Г. «Постоянное учреждение»: 110 лет Краснотурьинскому музею
/ Г. Г. Вульф, Ю. В. Гунгер. – Краснотурьинск: Яса, 2004.
4. Гунтер Ю. «Турьинские рудники: исторические очерки».
5. Есаулкова, Л. Мой город / Л. Есаулкова (Пойкина). – Краснотурьинск:
ЯСА, 2002
6. Каёта, Г. Красный град на Турье: очерки истории возникновения и
развития Краснотурьинска / Григорий Каёта ; под редакцией Пластинина В.
В.; научный редактор Вульф Г. Г. – Екатеринбург : Уральский рабочий, 2019.
7. Краснотурьинск: малая краеведческая энциклопедия / редакторсоставитель: Степанова И.П. ; [предисловие В. Е. Михеля, И. П. Степановой].
– Екатеринбург, Реал-Медиа, 2004.
8. Углицких, Б. Таежный посёлочек на речушке Турье. Турьинские Рудники :
художественно-исторический очерк / Борис Углицких. – Краснотурьинск :
Яса, 2005.
11
9. Это мой город! Краснотурьинск. 60 лет: фотоальбом / фото: Вадим
Смальков, Дмитрий Кусков, Виталий Петрик. – Краснотурьинск, 2003.
12